Алисия Алонсо – её слава классической балерины уступает на Кубе лишь Фиделю Кастро. Как сообщает агентство Prensa Latina, на 99 году жизни, 17.10.2019 в больнице Гаваны (Куба) не стало великой балерины и хореографа (причина – сердечная недостаточность). Она прославила свою родину и балет.
Начало пути
Великая Алисия родилась в Гаване 21.12.1920. Много лет училась классическому танцу у эмигрантов из России, в частности, у танцовщицы Александры Фёдоровой.
Артистической карьеры могло бы и не быть. В 15 лет Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес дель Ойо, послушная дочь офицера высокого чина, оказалась беременной от 18-летнего Фернандо Алонсо – сокурсника балетной школы Николая Яворского в Гаване.
Рожать девочку послали в США, куда вскоре приехал и её возлюбленный. В Америке они поженились, так родился профессиональный союз: талантливая балерина и её муж с уникальным даром администратора и педагога. Новорождённую дочку отдали нянькам, а молодую маму в 17 лет взяли в труппу «Караван-балета».
Слепота Алисии
Балерина училась сначала в Нью-Йорке, затем в Лондоне. Затем приняла участие в создании театра балета в Америке в 1939-1940 гг.
Но вдруг пришла беда – в 19 лет артистка стала слепнуть. Диагноз – отслоение сетчатки — лишал девушку даже надежд на карьеру танцовщицы.
Артистка решается на операцию, но зрение так и не вернулось. Несмотря ни на что, она вернулась на сцену в 23 года, блистательно выступив вместо случайно заболевшей примы театра Алисии Марковой. Так Алонсо сама становится примой труппы. Репертуар был в основном русским. Это балеты Леонида Мясина, а также Михаила Фокина.
Первая слава
Известность к ней пришла после исполнения роли Жизели А. Адана в 1943 г.
Её партнёрами были Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская и другие личности. Баланчин ещё не имел собственной труппы, но поставил для АВТ «Тему с вариациями», где главные партии исполняют Алисия и Игорь Юшкевич.
Финансовые трудности АВТ стали поводом уехать на Родину и увести с собой всех ведущих солистов труппы.
Приезд на Кубу
Алисия в 1948 г. становится основателем кубинской компании «Балет Алисии Алонсо», где выступают латиноамериканские танцовщики. Они вызвали восторг у зрителей с первых спектаклей и до 1956 г., благодаря чему труппа получила госдотации.
Справка. Диктатор Батиста решил отменить дотации балету, пришлось артистам разъехаться. Алисия проклинает Кубу и отправляется в большое турне.
Карьера в разных странах
Госпожа А. Алонсо покинула Кубу и в 1956-1959 гг. была танцовщицей в Русском балете в Монте-Карло.
Она выступала на разных сценах: Большого театра и Кировского в СССР (1957/58 гг.). Танцевала с Владленом Семёновым, но фурора не было, а Азарию Плисецкому она вообще показалась «искусственной».
Возрождение балета на Кубе
Когда на Кубу вернулся Фидель Кастро, он выделил огромную сумму – 200 тыс. долларов на балет. Вся семья Алонсо решила вернуться на Кубу, это был 1959 г.
Муж с женой на классической школе балета создают с нуля кубинский балет, украсив его национальными красками. Их кубинская методика стала в один ряд с мировыми балетными школами. Позже появились и авторские спектакли.
Именно Алисия стала руководителем Национального театра на острове Куба. Руководила им до самой смерти, театр назван в её честь.
Великую балерину просто боготворили на Кубе, и это было заслуженно. Она приложила массу усилий, чтобы сделать карьеру, добиться всего удалось благодаря железной воле и беззаветной любви к балету.
Полуслепая, она танцевала все главные партии почти до 70 лет. Выход был найден: за кулисами в ряд были включены лампочки, свет которых она видела. Ею были разработаны тайные знаки, которыми обменивались партнёры для ориентации на сцене. Продуманный скользящий шаг помогал легко двигаться балерине.
Её танец стал эталоном для всех кубинцев, такой технике никто не мог подражать. Авторитарное управление Алонсо поломало карьеру многим начинающим балеринам, но на их место приходили новые артисты. Она никогда не думала о преемниках, поэтому её уход застал балетный мир врасплох.
Источник: